Краткая история космологической мысли

Введение

Многие античные и средневековые мыслители и ученые веровали, что вселенная была сотворена. В те времена господствовала картина мира, согласно которой вселенная имела начало во времени и ограничена в пространстве. В XVIII-XIX веках, в связи с секуляризацией науки, стала доминировать концепция бесконечной в пространстве и времени вселенной, не нуждающейся в Боге. Но в XX веке ученые вновь пришли к модели ограниченной в пространстве вселенной, имеющей начало во времени. Если отбросить ложную философию, то не означает ли это, что мы обнаруживаем следы действия Бога Творца?

Краткая история космологической мысли

Первой космологической теорией следует считать геоцентрическую систему греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (II век по Р.Х.). Она явилась итогом развития античной космологии и физики Аристотеля. Согласно Птолемею, в центре мироздания расположена наша Земля; вокруг Земли по сложным орбитам (круговым эпициклам и дифферентам) вращаются Солнце и все известные планеты. Мироздание ограничено вращающейся сферой неподвижно закрепленных на ней звезд. Вся вселенная рассматривалась как некий механизм, который получил первый толчок от Божества, и далее продолжает свое движение. Геоцентрическая система Птолемея позволяла достаточно точно для своего времени вычислить расположение на небосводе светил, была поддержана церковью и просуществовала в течение всего Средневековья.

В 1543 г. польский астроном и каноник католического костела Николай Коперникопубликовал свою гелиоцентрическую систему мира, согласно которой в центре вселенной располагалось Солнце, а земля и другие планеты вращались вокруг него по круговым орбитам. Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Гелиоцентрическая система Коперника выглядела проще и естественней, чем искусственная система Птолемея, но не превосходила последнюю по точности предсказаний движения светил. К тому же, с точки зрения принципа относительности не имеет значения: Солнце ли движется вокруг Земли или Земля вокруг Солнца.

(Примечание. В истории космологии принято упоминать имя итальянского философа Джордано Бруно (1548-1600 гг.), который пропагандировал идею о бесконечности вселенной и о бесчисленном множестве планетных систем и обитаемых миров, подобных нашему земному миру. Бруно был сожжен инквизицией на костре за ересь, занятия оккультизмом и магией. Нисколько не оправдывая действия инквизиции против Бруно, отметим, что отнюдь не космологические идеи привели его на костер).

Строение Вселенной по Аристотелю, Птолемею и Копернику.

Модель ограниченной Вселенной

http://www.knigirossii.ru/?menu=show_book&what=in_bag&book=2081579

Крупным вкладом в космологию явились открытия итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642 гг.) и немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.). Галилей с помощью изобретенного им телескопа открыл горы на Луне, спутники Юпитера, смену фаз на Венере, пятна на Солнце и множество невидимых глазу звезд. Стало ясно, что небесные планетные тела подобны нашей планете Земля, а звезды подобны нашему Солнцу. Кеплер, движимый идеей о мировой гармонии, установленной Творцом, открыл точные законы движения планет солнечной системы. Благодаря Кеплеру гелиоцентрическая система смогла достаточно точно описывать движение небесных светил и заняла прочное место в астрономии. Неоценимый вклад в космологию принесло открытие законов механики и закона всемирного тяготения английским ученым и богословом Исааком Ньютоном (1642-1727). Ньютоновская механика послужила физико-математической базой для анализа движения звездных и планетных систем. Коперник, Галилей, Кеплер и Ньютон являлись христианами и веровали, что вселенная была сотворена Богом.

Следующим шагом в космологии явилась космогоническая гипотеза немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) о происхождении Солнечной системы из первоначальной холодной туманности. Согласно Канту, под действием гравитационных сил притяжения и сил отталкивания вещества хаотическая материя туманности постепенно сгущалась в более организованные формы, образовав в центре массивное Солнце, а вокруг него планеты. Кант высказал также предположение о существовании иных галактик за пределами нашей галактики, и предположение о замедлении суточного вращения Земли приливными силами. Позже, независимо от Канта, космогоническая гипотеза о происхождении Солнечной системы из сжимающегося раскаленного газа была развита французским ученым Пьером Лапласом (1749-1827). Гипотеза Канта-Лапласа была популярна довольно длительное время, почти сто лет, но так и оставалась гипотезой.

Значительный вклад в космологию внес английский астроном Уильям Гершель(1738-1822), труды которого стали основой для современных представлений о нашей звездной системе Галактике Млечный Путь и о существовании других подобных ей систем. Успехи астрономии XVIII-XIX веков, открывшей все более отдаленные звездные системы, были ложно истолкованы в пользу концепции бесконечной в пространстве и вечной во времени вселенной, содержащей бесконечное число звезд. Однако, фотометрический, гравитационный и термодинамический парадоксы и др. трудности космологии заставляли ученых сомневаться в подобной концепции. В 1917 г. Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности, предложил модель конечной стационарной и вечной вселенной, придумав гипотетический космологический член в уравнениях гравитационного поля. Это была искусственная модель, вскоре отброшенная. Космологические модели вечной во времени вселенной, развивающейся по собственным законам, были навеяны усиливавшейся в XVIII-XX веках материалистически-атеистической философией, которая отвергала Бога Творца и Промыслителя.

Но в XX веке возникает новое космологическое представление о нестационарной расширяющейся вселенной (Метагалактике), ограниченной в пространстве и имеющей начало во времени. В 1922 г. советский математик, физик и метеорологАлександр Фридман на основании уравнений общей теории относительности показал, что вселенная не может быть стационарной, но либо расширяется, либо сжимается во времени. В 1929 г. американский астроном Эдвин Хаббл получил, как считается, экспериментальное доказательство расширения вселенной, обнаружив красное смещение спектральных линий далеких галактик и проинтерпретировав его, как следствие эффекта Доплера из-за удаления галактик друг от друга, причем скорость удаления оказалась прямо пропорциональна расстоянию между галактиками. В конце 40-х г. XX века американский физик советского происхождения Георгий Гамов предложил модель горячей вселенной, согласно которой на ранних стадиях расширения вселенной ее вещество и излучение были не только очень плотными, но и очень горячими. Затем в указанной модели материя вселенной начала расширяться. Момент начала расширения позднее получил наименование "Большого Взрыва". Как считается, в 1965 г. гипотеза "Большого Взрыва" получила экспериментальное подтверждение, когда американские ученые А.Пензиас и Р.Вильсон открыли в космосе изотропное микроволновое фоновое (реликтовое) излучение, предсказанное Г.Гамовым. Позднее значительный вклад в развитие гипотезы "Большого Взрыва" внесли советские космологи Я.Б.Зельдович и И.Д.Новиков, а также американский ученый Стивен Хокинг. В 80-е годы XX столетия американский физик Алан Гут и советский физик А.Д.Линде предложили модель "инфляционной" вселенной, которая дополняет фридмановскую модель и иначе рассматривает наиболее ранние стадии расширения вселенной. В XXI веке астрофизики стали говорить о новых поправках в космологическую гипотезу: о "темной материи" и фантастической "темной энергии". В настоящее время гипотеза "Большого Взрыва" является практически общепризнанной среди космологов.

Гипотеза "Большого Взрыва". Модель ограниченной Вселенной

http://www.ipd-gbao.org/rus/pubs/1136894865/

Вернемся к космогоническим гипотезам о происхождении Солнечной системы. Гипотеза Канта-Лапласа не объясняла распределение момента количества движения между Солнцем и планетами. В 40-е годы XX века советский исследователь Отто Юльевич Шмидт выдвинул свою гипотезу об образовании Солнечной системы, согласно которой планеты сформировались из холодного газо-пылевого облака, захваченного Солнцем при его движении вокруг центра Галактики. Позднее последователи Шмидта существенно пересмотрели основные положения гипотезы своего учителя, отказавшись от предположения о захвате и стали считать, что Солнце и планеты сформировались одновременно из одной газо-пылевой туманности. Но эти представления так и остались гипотезой, которая объясняет лишь часть наблюдаемых фактов.

Заключение

История космологических гипотез свидетельствует о том, что наши понятия о космосе как бы описали виток спирали, начинаясь с представлений о конечной, ограниченной вселенной, в которой Божество дало начало всякому движению, пройдя затем стадию совершенно противоположных взглядов о бесконечной и вечной вселенной, не нуждающейся в Боге, и вернувшись к представлению об ограниченной вселенной, имевшей начало во времени и предполагающей Творца. Тайна начала вселенной до сих пор волнует умы человечества и привела ряд исследователей к мысли о сотворении нашего мира всемогущим Творцом. Не настал ли момент уточнить современные космологические представления, вернувшись к святоотеческому пониманию книги Бытия о сотворении мира?

Август 2011 г.

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

http://samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/sotworeniemiraistorija.shtml

Рубрика: